Вопросы на разных этапах занятия

Вопросы — основной инструмент преподавателя. Правильные вопросы всегда будут варьироваться в зависимости от этапа занятия, опираться на предмет и тему. В этой статье мы рассмотрим, почему вопросы так важны, о чем спрашивать и как это поможет ученику.


Этапы занятия и виды вопросов 

  1. Актуально только для первого урока

Приветствие, знакомство и настройка.

Цель вопросов на этом этапе — познакомиться, снять напряжение, установить контакт, комфортно подойти к старту занятия. 

Важно не только задавать вопросы, но и параллельно рассказывать о себе, либо устроить мини-презентацию, либо отвечать на те же вопросы, на которые отвечает ученик, либо попросить ученика задавать свои.

    • Из какого ты города? Где ты живешь?
    • Какой твой любимый предмет в школе? 
    • Чем ты увлекаешься/любишь заниматься в свободное время? 
    • Почему решил/а попробовать заниматься ____________  (вставить свой курс) ?
    • Какой есть опыт в _______________ (курсе)? Что уже умеешь? Что уже пробовал/а?
    • Любые вопросы для настройки на узнавание ученика, можно устроить мини-блиц:
    • Любимая компьютерная игра
    • Любимое блюдо
    • Самое крутое место для тебя
    • Пришли в чатик последний мем, который тебя рассмешил или твой любимый

Долгосрочные цели на курс 

Цель вопросов на этом этапе — выяснить реальную цель ученика и его родителя на курс, понять, чего они на самом деле хотят, скорректировать ожидания, если они выходят за рамки курса, зафиксировать реальную цель, чтобы иметь возможность возвращаться к ней в течение курса.   

    • Почему выбрали именно этот курс? Какие еще рассматривали? 
    • Чему ты хочешь научиться / чего именно хочешь достичь к концу курса? Почему? Как поймёшь, что ты этого достиг/ла?
    • Почему хочешь достичь этой цели?
    • Что бы ты хотел/а увидеть в результате? 
    • Опиши свой идеальный результат этого курса…. Расскажи подробнее об этом идеальном результате.
    • Что ты видишь в качестве первого шага к достижению своей цели?
    • Как ты считаешь, что лучше всего тебя мотивирует?

Особенности уроков на платформе и правила

Цель вопросов на этом этапе — привлечь ученика к изучению платформы и правил через вопросы от преподавателя.

    • Как ты думаешь, как проходит урок?
    • Возможно, ты уже догадался, для чего эта кнопка? Может быть, догадываешься, для чего нам доска? Как ей пользоваться? Как думаешь, что нужно нажать, чтобы показать экран?
    • Как относишься к домашним заданиям? Почему домашка по компьютерным курсам тоже важна? Получится ли достигнуть твоих целей, если заниматься только на уроке и никак не закреплять дома?
    • Какие нам нужны правила, чтобы занятия были эффективными? Давай предлагать по очереди?

         2. Актуально для текущего урока

Приветствие и настройка

    • Как дела? Как настроение?
    • Как успехи в школе? В программировании?
    • Расскажи, чем занимался до урока? Что самое интересное было за день?
    • Чем бы тебе хотелось поделиться до урока?

Тема, цели и задачи урока

    • Как думаешь, что мы сегодня будем проходить? Какую цель на урок мы можем поставить, исходя из темы? С чего лучше начать?
    • В конце прошлого урока мы обсуждали, что будем делать на этом, помнишь? 
    • Сегодня на уроке мы разберем, как создавать и передвигать блоки. Как ты думаешь, для чего нам это пригодится?
    • К концу занятия ты научишься работать с объектами и создашь свой первый спрайт. Давай пофантазируем, какой объект ты бы хотел создать?
    • На занятии мы закрепим знания об операторах и изучим циклы с постусловием. Слышал ли ты когда-нибудь об этом?

Теория и практика

Ведите ученика через вопросы: от простого к сложному, максимально вовлекая в процесс. Старайтесь давать новые знания не в готовом виде, а открывать их при участии ученика. Подводите промежуточные итоги между блоками.

    • Расскажи, что тебе уже знакомо? Знаешь ли ты, что такое...вот это...? Как это использовать в проектах? Как думаешь, с чего стоит начать? Почему? На что сделать фокус? …
    • Как думаешь, что тут можно сделать? Есть идеи, что можно сделать дальше?
    • А сможешь мне простыми словами рассказать, что мы только что делали? Класс! А сможешь так же рассказать завтра другу? Что самое важное нужно сказать, с чего начать?
    • Можешь теперь своими словами объяснить, что мы сделали? Приведи пример? 
    • Какой ты сделаешь первый шаг?
    • Как это связано с темой урока?
    • Как применить это знание в проекте?

Вопросы, которых лучше избегать:

    • Все понятно? Есть вопросы? Что не понятно? Понимаешь? Следишь за мыслью? На такие вопросы все люди (и особенно дети) чаще всего отвечают кратко «да/нет», так как им сложно объяснить, что именно непонятно, и к чему есть вопросы.

Исправление ошибок ученика

Важно не только отмечать победы ученика на уроке, но и отмечать, что ученик не боится совершать ошибки. Через ошибки он учится, и важно, чтобы он не боялся их совершать и исправлять вместе с вами.

Обращайте внимание на ход мыслей, который привел к ошибке. Если вы его скорректируете — ошибка не появится в будущем.

    • Это очень интересный подход к проблеме, как думаешь, есть ли возможность зайти иначе?
    • Ого, так никто еще не решал, как думаешь, это на 100% верное решение?
    • Это самая изящный недочет, который я видел, давай подумаем, как исправить его, чтоб было еще изящнее.
    • Над чем можно ещё поработать?
    • Давай подумаем, зачем нам это нужно делать, какая в этом польза?  Помоги мне найти в этом действии пользу, зачем оно нужно?

Отправка домашнего задания

Важно убедиться, что ученик понимает, что нужно сделать дома, что его не пугает объём домашнего задания.

    • Как и договаривались, домой ты заберешь вот это задание, как думаешь, сколько по времени оно займет?
    • Как тебе кажется, что будет самым сложным в домашке? А что самым простым? 
    • Как думаешь, легко с ним справишься?

Подведение итогов занятия

    • Давай проговорим, что мы успели сегодня изучить?
    • Что мы теперь сможем добавлять в свои проекты, благодаря новым знаниям?
    • Что мы не успели изучить сегодня на уроке?
    • Как мы можем сделать следующий урок еще лучше?

Обратная связь ученику и рефлексия

    • Расскажи, что было самым интересным на уроке?
    • Что было самым простым / сложным? Что тебе больше всего запомнилось сегодня на уроке?
    • Сегодня ты познакомился с типами данных решил несколько задач с использованием циклов. Насколько было сложно/просто/интересно?

 

Вы нашли ответ на свой вопрос?

Спасибо за отзыв!

Почему не получилось найти ответ?