Вопросы на разных этапах занятия
Вопросы — основной инструмент преподавателя. Правильные вопросы всегда будут варьироваться в зависимости от этапа занятия, опираться на предмет и тему. В этой статье мы рассмотрим, почему вопросы так важны, о чем спрашивать и как это поможет ученику.
Этапы занятия и виды вопросов
-
Актуально только для первого урока
Приветствие, знакомство и настройка.
Цель вопросов на этом этапе — познакомиться, снять напряжение, установить контакт, комфортно подойти к старту занятия.
Важно не только задавать вопросы, но и параллельно рассказывать о себе, либо устроить мини-презентацию, либо отвечать на те же вопросы, на которые отвечает ученик, либо попросить ученика задавать свои.
-
- Из какого ты города? Где ты живешь?
- Какой твой любимый предмет в школе?
- Чем ты увлекаешься/любишь заниматься в свободное время?
- Почему решил/а попробовать заниматься ____________ (вставить свой курс) ?
- Какой есть опыт в _______________ (курсе)? Что уже умеешь? Что уже пробовал/а?
- Любые вопросы для настройки на узнавание ученика, можно устроить мини-блиц:
- Любимая компьютерная игра
- Любимое блюдо
- Самое крутое место для тебя
- Пришли в чатик последний мем, который тебя рассмешил или твой любимый
Долгосрочные цели на курс
Цель вопросов на этом этапе — выяснить реальную цель ученика и его родителя на курс, понять, чего они на самом деле хотят, скорректировать ожидания, если они выходят за рамки курса, зафиксировать реальную цель, чтобы иметь возможность возвращаться к ней в течение курса.
-
- Почему выбрали именно этот курс? Какие еще рассматривали?
- Чему ты хочешь научиться / чего именно хочешь достичь к концу курса? Почему? Как поймёшь, что ты этого достиг/ла?
- Почему хочешь достичь этой цели?
- Что бы ты хотел/а увидеть в результате?
- Опиши свой идеальный результат этого курса…. Расскажи подробнее об этом идеальном результате.
- Что ты видишь в качестве первого шага к достижению своей цели?
- Как ты считаешь, что лучше всего тебя мотивирует?
Особенности уроков на платформе и правила
Цель вопросов на этом этапе — привлечь ученика к изучению платформы и правил через вопросы от преподавателя.
-
- Как ты думаешь, как проходит урок?
- Возможно, ты уже догадался, для чего эта кнопка? Может быть, догадываешься, для чего нам доска? Как ей пользоваться? Как думаешь, что нужно нажать, чтобы показать экран?
- Как относишься к домашним заданиям? Почему домашка по компьютерным курсам тоже важна? Получится ли достигнуть твоих целей, если заниматься только на уроке и никак не закреплять дома?
- Какие нам нужны правила, чтобы занятия были эффективными? Давай предлагать по очереди?
2. Актуально для текущего урока
Приветствие и настройка
-
- Как дела? Как настроение?
- Как успехи в школе? В программировании?
- Расскажи, чем занимался до урока? Что самое интересное было за день?
- Чем бы тебе хотелось поделиться до урока?
Тема, цели и задачи урока
-
- Как думаешь, что мы сегодня будем проходить? Какую цель на урок мы можем поставить, исходя из темы? С чего лучше начать?
- В конце прошлого урока мы обсуждали, что будем делать на этом, помнишь?
- Сегодня на уроке мы разберем, как создавать и передвигать блоки. Как ты думаешь, для чего нам это пригодится?
- К концу занятия ты научишься работать с объектами и создашь свой первый спрайт. Давай пофантазируем, какой объект ты бы хотел создать?
- На занятии мы закрепим знания об операторах и изучим циклы с постусловием. Слышал ли ты когда-нибудь об этом?
Теория и практика
Ведите ученика через вопросы: от простого к сложному, максимально вовлекая в процесс. Старайтесь давать новые знания не в готовом виде, а открывать их при участии ученика. Подводите промежуточные итоги между блоками.
-
- Расскажи, что тебе уже знакомо? Знаешь ли ты, что такое...вот это...? Как это использовать в проектах? Как думаешь, с чего стоит начать? Почему? На что сделать фокус? …
- Как думаешь, что тут можно сделать? Есть идеи, что можно сделать дальше?
- А сможешь мне простыми словами рассказать, что мы только что делали? Класс! А сможешь так же рассказать завтра другу? Что самое важное нужно сказать, с чего начать?
- Можешь теперь своими словами объяснить, что мы сделали? Приведи пример?
- Какой ты сделаешь первый шаг?
- Как это связано с темой урока?
- Как применить это знание в проекте?
❌ Вопросы, которых лучше избегать:
-
- Все понятно? Есть вопросы? Что не понятно? Понимаешь? Следишь за мыслью? На такие вопросы все люди (и особенно дети) чаще всего отвечают кратко «да/нет», так как им сложно объяснить, что именно непонятно, и к чему есть вопросы.
Исправление ошибок ученика
Важно не только отмечать победы ученика на уроке, но и отмечать, что ученик не боится совершать ошибки. Через ошибки он учится, и важно, чтобы он не боялся их совершать и исправлять вместе с вами.
Обращайте внимание на ход мыслей, который привел к ошибке. Если вы его скорректируете — ошибка не появится в будущем.
-
- Это очень интересный подход к проблеме, как думаешь, есть ли возможность зайти иначе?
- Ого, так никто еще не решал, как думаешь, это на 100% верное решение?
- Это самая изящный недочет, который я видел, давай подумаем, как исправить его, чтоб было еще изящнее.
- Над чем можно ещё поработать?
- Давай подумаем, зачем нам это нужно делать, какая в этом польза? Помоги мне найти в этом действии пользу, зачем оно нужно?
Отправка домашнего задания
Важно убедиться, что ученик понимает, что нужно сделать дома, что его не пугает объём домашнего задания.
-
- Как и договаривались, домой ты заберешь вот это задание, как думаешь, сколько по времени оно займет?
- Как тебе кажется, что будет самым сложным в домашке? А что самым простым?
- Как думаешь, легко с ним справишься?
Подведение итогов занятия
-
- Давай проговорим, что мы успели сегодня изучить?
- Что мы теперь сможем добавлять в свои проекты, благодаря новым знаниям?
- Что мы не успели изучить сегодня на уроке?
- Как мы можем сделать следующий урок еще лучше?
Обратная связь ученику и рефлексия
-
- Расскажи, что было самым интересным на уроке?
- Что было самым простым / сложным? Что тебе больше всего запомнилось сегодня на уроке?
- Сегодня ты познакомился с типами данных решил несколько задач с использованием циклов. Насколько было сложно/просто/интересно?